РОЛЬ ГОЛЫТЬБЫ 

В УНИЧТОЖЕНИИ СВОБОДНОГО КРЕСТЬЯНСТВА В СССР

 

     О разрушительной роли голытьбы в уничтожении крестьянства в начале 30-х годов XX века в СССР написал в документальной повести "Сергей Антонович" о судьбе своих раскулаченных родителей российский писатель Юрий Ромашин. Дело происходило в селе Большая Елань Пензенской области. Повесть "Сергей Антонович" вышла в №6 журнала "Российская литература" за 2015 год.

Во-первых, кто такое голытьба?

Юрий Ромашин пишет: "А вечерами приходили мужики и их взрослые сыновья. Приносили пуд зерна и покупали эту самую самогонку. Таких семей в селе было очень мало, три-четыре. Ночью пьют, поют, играют на гармони, а утром спят и приезжают пахать на поле, когда другие уже прошли по несколько борозд. Кое-как пропашут две-три борозды и лягут отдыхать, уснут".

То есть голытьба - это лентяи и пьяницы на селе. 

Далее, Юрий Ромашин показывает, что это были люди без совести: "На следующий год, при дележе, эта земля попадала в другие семьи (речь шла о земле вдов, которая отдавалась селянам под обработку за полурожая), после таких работников мужики плакали, земля была в сорняках и приходилось отрабатывать за этих ленивых пьяниц. За зиму эти семьи (голытьбы) дружно пропивали всё зерно и на семена для посева приходилось занимать у добросовестных сельчан. После сбора урожая сельчанам приходилось с трудом получать долг. А если и получали, то такое сорное зерно, что после в глаза им говорили о их непорядочности".

С началом колхозного строя Советская власть стала опираться не на честных тружеников села, а на голытьбу, с целью уничтожить старую деревню, а крестьянство, как независимый класс сельхозтоваропроизводителей.

"В 1928 году организовали в селе два колхоза. Вот и привалило счастье голытьбе! Кто был назначен председателем колхоза, кто бригадиром, кто счетоводом, кто кладовщиком. А некоторых назначали работать в сельсовет" - пишет Юрий Ромашин.

"Весной согнали в общий двор лошадей, свезли повозки, отняли плуги у зажиточных мужиков. Вспахали, засеяли, собрали урожай, поместили в склад, сдали хлеб государству, отложили посевные семена, а делить уже было нечего. Вот тут-то и начался голод. ...В декабре лошади стали дохнуть от голоду. ... До весны в колхозной конюшне дожили несколько кобыл, но работать они уже не могли".

В 1930 году Советская власть стала принуждать крестьян, под угрозами, вступать в колхоз.

"Осенью 1930 года вышло постановление: "Кто в колхоз не вступить - выслать вместе с семьями из родных мест". ... Рядом жила вдова с двумя парнями 13 и 14 лет. Сама была работящая, да и сыновья легко управлялись с сохой. Жили они сытно, даже на неё колхозники показывали пальцами. Старуха и то живёт лучше нас. Несколько раз ей предлагали вступить в колхоз. Она говорила, что голодной ходить, как вы, я не собираюсь. В декабре месяце к её дому подъехали на лошади, запряжённой в сани, посадили её вместе с детьми и увезли на станцию Ардым. Больше её никто не видел".

Голытьба стремилась захватить и завладеть имуществом всем мало-мальски хорошо живущих крестьян на селе.

 

 

Данная страница создана Рю Сумином Юрьевичем - 1 февраля 2016г.

 

sabiansymbols@mail.ru

 

Вернуться на главную страницу сайта "Россия до 1917 года"